Синдром Аспергера: симптомы, причины, лечение

Записаться на прием

Синдром Аспергера относится к той же группе заболеваний, что и аутизм. Для него характерны нарушения развития, препятствующие нормальному социальному взаимодействию, склонность к монотонным, повторяющимся занятиям. При этом уровень интеллекта, речевые способности могут быть в норме.

Впервые признаки синдрома выявил Ганс Аспергер. Его имя данное нарушение получило в 1981 году, тогда же появились диагностические стандарты, соответствующие современным.

Синдром проявляется задержкой развития базовых навыков, в первую очередь, касающихся общения. Для людей, которым диагностировано расстройство, характерна ограниченная эмпатия, неспособность общаться при помощи невербальной коммуникации, отсутствие воображения.

Точные причины развития нарушения неизвестны. Предположение о наследственной предрасположенности не нашло подтверждения.

Диагностируют расстройство примерно у одного ребенка на 10 000. Чаще заболеванию подвержены мальчики (первые признаки синдрома проявляются в возрасте 2-6 лет).

Симптомы

Неспособность к дружбе. Из-за отсутствия коммуникативных навыков трудности вызывают даже обычные социальные задачи – поддержка разговора, зрительного контакта, участие в групповых действиях. Человек не воспринимает значение жестов, может не понимать подтекст, юмор, сарказм, иронию.

Ещё один симптом – избирательный мутизм. Ребенок или взрослый способен свободно общаться лишь со знакомыми, а в незнакомой компании может развиться немота.

Низкая эмпатия. Страдающим синдромом Аспергера трудно распознавать чувства других людей, они неспособны к сопереживанию, не могут воспринимать происходящее с чужой точки зрения, из-за чего их поведение может быть истолковано неверно. За такими людьми часто закрепляется ярлык черствых, нечувствительных натур.
Человек со временем может изучить принятое социальное поведение, научиться адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, но это будет реакция не естественная, а «заученная», подобно теореме или правилу.

Особенности речи. Слишком громкая или монотонная речь со специфической ритмикой, часто – многословие, склонность резко менять тему беседы. Текст такие люди интерпретируют буквально, не различая нюансов, метафор. Плохо воспринимают информацию на слух. Проявляется нарушение и трудностями с управлением эмоциями (смехом, плачем), звуковыми и моторными тиками, эхолалией.

Узкие интересы. Для страдающих синдромом Аспергера характерен узкий круг интересов. Но при этом человек знает о заинтересовавшей его теме все. Данная особенность имеет и положительные стороны – из таких людей получаются высококлассные специалисты в интересующей их области.

Соблюдение ритуалов, повторяющееся поведение. Человек отказывается менять привычки, вносить в ежедневную рутину изменения, стремясь к тому, чтобы и его повседневная жизнь, и внешняя среда оставались неизменными: ходит одними и теми же маршрутами, носит лишь «любимую» одежду, противится необходимости сделать ремонт или перестановку в комнате.
Это вызвано тем, что любые перемены потребуют выработки новых механизмов преодоления, выталкивая из зоны комфорта.

Проблемы с координацией. Неуклюжесть, физическая неловкость, неровная походка, корявый почерк, апраксия, трудности с удержанием равновесия.
Синдром Аспергера схож с аутизмом. Но у больных аутизмом сильнее страдает интеллектуальная сфера, возникает больше трудностей с вербальными коммуникациями.

Кроме того, им свойственно:

  • компульсивное поведение;
  • повторение определенных движений, ритуалов;
  • истерики, склонность к самоповреждению;
  • хлопки, вращение на месте, раскачивание;
  • желание драться, царапаться, копировать чужое поведение, кричать;
  • скрежет зубами, кряхтение.

Терапия

Специальных тестов, позволяющих определить наличие проблемы, нет. При диагностике проводится генетическая, неврологическая экспертиза, интеллект-тесты, проверка психомоторики, опрос родителей, ребенка. Для многих людей с этим диагнозом характерен низкий мышечный тонус, нарушение координации.
Единой схемы лечения не существует. Действия направлены на повышение качества жизни, обучение речевым, коммуникационным навыкам.
Применяется нейротерапия с целью выработки способностей мозга к саморегуляции. Метод опасен тем, что повторяющаяся чрезмерная стимуляция может спровоцировать тревожность, ажитацию, агрессию, панические атаки.

Медикаментозная терапия включает применение:

-препаратов, блокирующих реабсорбцию серотонина (селективных ингибиторов – флуоксетина, флувоксамина, сертралина);
-антипсихотических средств, поддерживающих связь между нервными клетками (рисперидона, оланзапина);
-стимуляторов для повышения внимания, концентрации, уровня энергии.

Положительно на состояние страдающего синдромом Аспергера влияет:

1) Когнитивно-поведенческая терапия.

Терапевтическая практика развивает мышление, помогает правильно интерпретировать и адекватно реагировать на различные ситуации, создать новые установки, нейронные связи.

2) Групповая поддержка.

Работа в группе людей с такими же проблемами полезна для приобретения социальных навыков. В работу должны быть вовлечены и члены семьи пациента. Терапия может проводиться в игровой форме (с детьми).

3) Речевая терапия.

Учит правильно интерпретировать смысл сказанного, должным образом реагировать на информацию, выражать мысли. При нарушениях речи занятия проводятся с логопедом.

4) Музыкальная терапия.

Повышает социальные навыки, развивает речевую и жестовую коммуникацию, эффективна также при лечении аутизма.

5) Физиотерапия.

Позволяет лучше владеть собственным телом, повысить самооценку, поддерживать более высокий уровень активности, осваивать новые навыки, необходимые в процессе обучения и работы.

6) Йога.

Уменьшает беспокойство, агрессию, помогает справляться со своими эмоциями, улучшает сенсорную коммуникацию.

Техники глубокого дыхания успокаивающе действуют на нервную систему, позволяя естественным образом снять стресс.

7) Витамины и добавки.

Магний и витамин В6. Элементы помогают в лечении психических расстройств без каких-либо побочных эффектов.

Омега-3 кислоты. Полиненасыщенные жиры улучшают функции мозга, используются при терапии гиперактивности, аутизма.

Масло лаванды. Расслабляет, успокаивает, снимает тревожность, улучшает сон.

При неврологических расстройствах обоняние обострено, поэтому использовать масло нужно в небольших количествах, добавляя в диффузор увлажнителя или обрабатывая (2 капли на столовую ложку кокосового, миндального, карите или другого базового) запястья, затылок, свод стопы.

Продукты с магнием. Бороться с беспокойством и депрессией помогают мангольд, шпинат, йогурт, миндаль, семена тыквы, авокадо, бананы, инжир. Продукты повышают выработку глутатиона – трипептида, защищающего от окислительного стресса, поддерживающего неврологические функции.

На продолжительность жизни наличие синдрома Аспергера кардинально не влияет. Ухудшить прогноз может развитие депрессии, невроза, суицидальное поведение.

У 20% детей в процессе взросления состояние улучшается самопроизвольно. Тем не менее, диагностировать проблему желательно своевременно. Это поможет развить социальные навыки, обеспечив нормальное качество жизни.